среда, 17 июня 2009 г.

Объективность красоты

Многие вещи на нашей планете можно назвать красивыми. Причем понимание этой красоты приходит к видящему её человеку без взаимосвязи с интеллектом, социальным статусом или предшествующим опытом наблюдателя. Есть гармоничные сочетания пропорций и цветовых оттенков, создающие приятную для глаза визуальную среду. И существование такого феномена объясняется физическими параметрами мира, в котором мы живем.
Еще можно заметить связь красоты с самим понятием жизни. Красиво все, что относится к созиданию. То же, что относится к разрушению и смерти - некрасиво. Со временем эволюционный процесс "подточил" внешний вид некоторых животных в соответствии с этими принципами, поэтому, например, детеныши млекопитающих выглядят пушистыми нямками, а тела падальщиков непропорциональны и зачастую покрыты отвратительными наростами. А если такие параметры заложены какими-то природными константами (золотым сечением, экспонентой, пи и др.) , то красота не подвластна времени. В эпоху динозавров можно было встретить и грациозных ящеров, со стройными чертами, присущими облику современных газелей.
Что же касается архитектуры, то её восприятие нельзя объяснить или оправдать модными тенденциями. Бывают, конечно, политические, экономические или религиозные предпосылки относиться к по-настоящему красивым зданиям с отвращением (культивировавшиеся в разные времена идеи борьбы с мещанством, с церковью или архитектурными излишествами, от которых соответственно пострадали многие произведения  модерна, культового зодчества и т. н. "сталинского ампира"). Бывает и обратное - "понтовый" стиль порождает гипертрофированные нагромождения кривых аморфностей, которые впариваются обывателю, как шедевры современной дизайнерской мысли. Но это как овершутинг на рынке, в долгосрочной же перспективе все встает на свои места и шедевры начинают искренне цениться людьми, а корявые постройки признаются ошибкой и сносятся.