суббота, 13 июня 2009 г.

Транспорт. Часть 2

Живу я на окраине города, но до центра города от моего дома можно добраться за 10 минут. Все дело в том, что основная застройка Челябинска сформировалась в виде разомкнутого кольца и мой район находится на одном его конце, а центр - на другом. Так вот, на единственной дороге, соединяющей места работы и проживания многих челябинцев, по утрам образовывались длинные пробки. Образовывались потому, что уже два месяца их там нет, по причине экономического спада и отсутствия у работников необходимости быть рано утром на своем рабочем месте. Можно предположить, что кризис закончиться хотя бы в ближайшие пять лет, и у людей появится работа, но что точно за пять лет не появится, так это широкая дорога до центра. Так что в относительно скором времени мне снова можно будет наблюдать заторы рядом с домом.
Примечательно то, что в этих заторах стоят машины с одним человеком в салоне - это сам водитель. Большинство же людей едут примерно в одном направлении, а у некоторых людей совпадают не только оба конечных пункта в маршруте, но и время как выезда так и прибытия. Даже у меня в доме проживает коллега, а в пяти минутах ходьбы живут еще трое. Мы могли бы договариваться и приезжать на работу вместе. Это сэкономило бы место на дороге. Но мы этого не делаем. Просто потому, что не хочется зависеть от другого человека, а польза от такой кооперации хоть и очевидна, но не дает непосредственной выгоды для скооперировавшихся.
Подтолкнуть на сотрудничество в области перевозок могла бы администрация города, скажем, ненамного увеличив дорожный налог за въезд в центр на автомобиле, в котором занято одно место (а определяться это должно, конечно, автоматически, например, с помощью обычных или инфракрасных камер). При большом количестве занятых мест в автомобиле такой налог должен уменьшаться. Раз в месяц автовладельцу будет приходить счет, в котором будет указано когда он въезжал в центр один, а когда - с пассажирами. И написана соответствующая сумма надбавки или вычета. Это простимулирует людей на совместные поездки по делам и снизит количество пробок. Кстати, такая система уже существует в Джакарте.