суббота, 30 июня 2012 г.

Суворов, Сокровища, Робинзон и Российская империя

Продолжая тему про острова Кука и кладоискательство, расскажу про один коралловый атолл в Тихом океане с очень интересной историей.
Это атолл Суворова, состоящий из около сорока островков общей площадью всего 0,4 километра. Несмотря на свои малые размеры этот атолл успел побывать и островом сокровищ, и домом современного Робинзона, и даже непризнанной столицей Российской империи.
Своё имя атолл получил в 1814 году от Михаила Лазарева - русского мореплавателя и открывателя Антарктиды, который на корабле "Суворов" совершал кругосветную экспедицию к берегам Аляски.
Эта земля в то время заселена не была , но как выяснилось позже, о существовании атолла было известно ещё до прихода туда российских мореплавателей. Об этом свидетельствовали находки, сделанные в XIX веке, среди которых - фрагменты каменных стен и оружия, а также останки человека. Из всех теорий, объясняющих присутствие следов европейцев на атолле, наиболее вероятным выглядит предположение, что об этой группе островов, лежащей на пути из Мексики в Филиппины, знали испанские мореходы. В качестве подтверждения этой идеи послужили ценности, найденные на атолле.
Первым обнаруженным кладом был сундук с испанскими и мексиканскими песо в эквиваленте тогдашних полутора тысяч долларов (в современных ценах это было бы 5 миллионов долларов). Позже, в 1855 году, на Суворове были обнаружены другие припрятанные ценности. Но более интересная история приключилась чуть позднее, когда ещё один клад был обнаружен в гнезде морской черепахи.
Всё началось с того, что искатель приключений Хэндли Стерндэйл (Handley Bathurst Sterndale)  уговорил предпренимателя Генри Хендерсона создать на атолле базу для хранения грузов для фирмы Хендерсона. Компания снабдила Стерндейла кораблем, на котором тот привез каркасный дом из Окленда, строительные материалы и 2 пушки, а также жену и рабочих.
В течение следующего года Хэндли соорудил жилище, резервуар для сбора дождевой воды, причал и оборонительную стену с двумя пушками (попутно он раскопал те самые свидетельства пребывания европейцев на островах задолго до путешествия Лазарева).


Позднее Стерндэйл решил,что его пора повысить с позиции менеджера тихоокеанского подразделения до уровня совладельца компании. Хендерсону эта идея не понравилась, и он отправил  на атолл новый корабль во главе с капитаном Фернандесом, чтобы доставить зазнавшегося работника обратно в Окленд. На этом же судне присутствовал Генри Мэйр ( Henry Abbott Mair) - близкий друг Стерндэйла.
При попытке Фернандеса высадиться на берег, Стерндэйл открыл огонь из пистолета и забарикадировался в доме, на что Фернандес ответил стрельбой по резервуару с водой. Следующей ночью Мэйр сбежал с корабля, вплавь добрался до берега, и, изнуренный долгим плаванием, свалился на берег. Пока он там лежал, его внимание привлекли звенящие звуки от рывшейся в песке черепахи. В песке Мейр обнаружил металлическую коробку в которой были украшения и монеты. Перепрятав клад, Мэйр вернулся к своей первоначальной затее - пошел к Стерндэйлу, чтобы уговорить его сдаться. Тот в свою очередь отказался, но его в итоге все равно выкурили из дома дымом и арестовали. В конце концов бунтовщика осудили за попытку убийства, а Мэйр рассказал о своей ночной находке (в качестве доказательства у него осталось несколько золотых монет и колец), но не стал ни раскапывать свой клад, ни уточнять его местоположение, чтобы не провоцировать новые разборки на атолле, а возможно просто хотел присвоить весь клад себе, если тот в принципе существовал.
Позднее он написал своему брату: "Люди интересуются моим кладом, но все они хотят львиную долю от него. Я не боюсь, если кто-нибудь обнаружит его случайно. У меня в коробке лежит письмо, готовое к отправке тебе в случае, если со мной приключится беда. В письме написана инструкция со всеми ориентирами и расстояниями." Однако в 1881 году, когда Генри был убит в потасовке на Новых Гибридах, ни коробки, ни письма у него найдено не было.
Трудно сказать, действительно ли существовал клад в черепаховом гнезде, кроме свилетельств Мэйра никаких документов не сохранилось, но вот следующие события происходили на Суворове уже в двадцатом веке и были хорошо задокументированы.

Речь идет об отшельнике Томе Ниле (Thomas Francis Neale) прожившем в общей сложности 16 лет на атолле.
В его предостровной биографии было рождение в Веллингтоне в 1902, переезд в Греймус, а потом в Тимару на Южном острове Новой Зеландии, служба во флоте, во время которой он побывал на многих тихоокеанских островах, и знакомство с американским писателем Робертом Фрисби, поведавшем ему о своей непродолжительной стоянке на Суворове. Судя по автобиографии Нила, рассказы Фрисби и сыграли главную роль в выборе Томасом острова своей мечты.
И вот в октябре 1952 года (то есть уже в возрасте 50 лет) Том Нил начал свою отшельническую жизнь на атолле. Скрасить одиночество ему помогали кошка Воровство и её котёнок Том-том, дикие свиньи и курицы, оставшиеся от служивших когда-то на атолле островных смотрителей. От них же ему досталась довольно неплохая хижина и разбитая лодка. Питался Нил поначалу привезёнными с собой припасами и произраставшими на островах фруктами. Позже он разбил на острове огород, но дикие свиньи уничтожали посевы, в связи с чем Нил начал на них охоту. В сезон  обитания на острове птиц отшельник разнообразил своё меню яичницей. Таким образом он прожил на атолле первые 2 года, иногда принимая на своём острове случайных посетителей.
В мае 1954 года у Нила сильно разболелась поясница, в результате приступов боли его даже частично парализовало. Через некоторое время в таком положении его обнаружила пара туристов из Америки, совершавшая плавание на своей яхте. Немного поухаживав за больным, пара отправилась дальше, пообещав прислать за ним команду для транспортировки в больницу. В итоге в июле за отшельником приплыл корабль, на котором он уплыл на Раротонгу - столицу островов Кука, где прожил следующие 6 лет. В течение этого времени Нил успел жениться, завести двух детей и подготовить план возвращения обратно на атолл, который и осуществил в 1960 году.
Вторая стоянка на островах длилась уже 4 года. В этот период о Ниле многим было известно и отшельник часто встречал гостей. Когда же Суворов стали часто навещать ловцы жемчуга, он решил вернуться на Раро.
По возвращению в цивилизацию Нил описал свою жизнь на атолле в книге "Остров для самого себя", ставшей бестселлером. Заработок от продажи автобиографии Том потратил на сбор провизии для своего последнего десятилетнего периода пребывания на Суворове. В 1977 году отшельник-островитянин вернулся на Раротонгу, где и скончался.
История Нила привлекла последователей ещё при его жизни, так в 1965 году (то есть в то время, когда Нил опять жил на Раротонге) студент Майкл Свифт из Британии также как и Нил решил перебраться жить на атолл. Пробыл он там около года, но в итоге все же вернулся обратно в цивилизацию.

Не менее интересные события происходят с островом и в наше время.
Дело в том, что ровно год назад, российский предприниматель и политик Антон Баков провозгласил атолл Суворов столицей возрождённой Российской империи. Вот постановление с сайта новой страны.
Логика возрождателей империи простая - атолл открыли русские мореплаватели во времена существования империи, но современная Россия является правоприемницей Советского Союза, который в своё время отказался наследовать права и обязательства империи. В итоге, чтобы выдвигать какие-либо территориальные претензии нужно новое государство-правоприемник.
Надо сказать, что новая Россия претендует не только на часть островов Кука, а ещё и на кусочки Французской Полинезии, Кирибати и других островных государств, вплоть до Японии и Гавайев, плюс империя провозгласила своей всю Антарктиду.
Это всё наврядли будет иметь серьёзные последствия и вообще смахивает на прикол. Об этом свидетельствует, например, и ролик с сайта новоиспечённого государства:
Но доля разумного в этом тоже есть.
Мне самому было бы интересно посмотреть на эксперимент по созданию на отдалённой, пусть даже небольшой территории, сообщества людей с российскими корнями, но с обязательным условием наличия в биографии факта проживания большой части жизни за границей России. Просто любопытно узнать, получится ли в итоге нормальная цивилизованная страна. Если так - то появится хороший пример для подражания. Но если же станет всё так же, как и в Российской Федерациито и остальному народу просто суждено всегда жить, так скажем, немного хуже, чем на Западе.
В любом случае, я бы предпочел, чтобы атолл Суворова и дальше оставался домом диких птиц и редких искателей уединения.

1 комментарий: