пятница, 21 августа 2009 г.

Проблема ожидания лифта

Повсюду в многоэтажных зданиях я сталкиваюсь с такой ситуацией, когда приходится очень долго ждать, пока лифт доедет до площадки этажа, с которого был вызван. Чаще всего так получается при желании подняться с первого этажа на свой. А иногда бывает, что попасть, например, домой на минуту быстрее очень надо!

В высотных зданиях этот вопрос решается с помощью большого количества лифтов, связанных с одной кнопкой вызова на этаже, а также с помощью собирания "попутчиков" с разных этажей, едущих в одну сторону. Но мне кажется, что такой подход скорее экстенсивный, а поэтому малоэффективен. К тому же, малое время ожидания лифта в таких домах - это побочный эффект от желания достичь больший пассажиропоток.
На мой взгляд, время ожидания лифта можно было бы уменьшить более интеллектуальными методами. Например, в крупном офисном здании во время начала рабочего дня все пустые лифты сами должны спускаться на первый этаж даже если их туда не вызывали. Логика понятна - утром большинство народу хотят подняться с первого этажа на свой. После часа пик можно это правило отменить.
В жилых домах программа должна быть посложнее - тут надо выбрать промежуточное место "парковки" неиспользуемого лифта. Ведь вероятность того, что лифт будет вызван с первого этажа, наибольшая, а начиная с третьего и до последнего она примерно одинакова. Поэтому надо рассчитать некий "средний" этаж, куда лифт будет доезжать сам, и с которого он будет спускаться (или подниматься) при вызове.
Так же в программу управления лифтом надо вписать возможность "самообучения". Это на тот случай, если на одном этаже пустующие квартиры, а на другом живет многодетная семья с молодыми детьми. Очевидно, что лифт будет пользоваться гораздо большим спросом на этаже с большим количеством жильцов. То есть здесь важна и статистика, исходя из которой лифт сам должен будет решать, где находится золотая середина, то есть "золотой" этаж.